«Новости»
Версия для печати

Научно-практическая конференция в Великом Новгороде

5-6 ноября в Великом Новгороде состоялась научно-практическая конференция «Эффективность деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации», приуроченная к 10-летию института государственной правозащиты в Новгородской области. В конференции приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Элла Александровна Памфилова, уполномоченные по правам человека  из 24 регионов России и 15 сотрудников служб, обеспечивающих деятельность уполномоченных.

Инициатором конференции выступила Галина Семновна Матвеева, подводящая в этом году итоги 10-летней работы в должности Уполномоченного по правам человека в Новгородской области. Участники конференции обсудили проблемы законодательного регулирования деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, особенности их статуса и полномочий, подходы к оценке эффективности работы региональных институтов государственной правозащиты и их взаимодействия с государственными органами и общественными объединениями, роль омбудсманов в предотвращении межнациональных конфликтов, реализации свободы собраний и др.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Владимирович Шишлов поднял в своем выступлении вопросы законодательного регулирования взаимодействия региональных омбудсманов с федеральными органами государственной власти, на действия и бездействие которых поступает значительное количество жалоб граждан. До вступления в силу 18 апреля 2015 года федеральных законов о внесении изменений в федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и в отдельные федеральные законы уполномоченные могли взаимодействовать с федеральными структурами, опираясь исключительно на свой личный авторитет, в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации, практически не учитывающем специфику мандата омбудсмана. Формально обращение Уполномоченного мало чем отличалось от обращения любого гражданина. Для придания взаимодействию более прочной основы практиковалось заключение соглашений уполномоченных с соответствующими территориальными подразделениями федеральных государственных органов. Новое федеральное законодательство дало более прочную правовую основу для взаимодействия региональных уполномоченных с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. Но так как наиболее чувствительные вопросы возникают при рассмотрении жалоб на работу федеральных органов (например, правоохранительных), не подведомственных Правительству, практика заключения соглашений о взаимодействии, нашедшая применение во всех регионах Северо-Запада, остается актуальной.
Недавно вступивший в силу Кодекс об административном судопроизводстве Российской Федерации дал уполномоченным право обращаться в суд о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, должностных лиц, если они нарушают права граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав. Указанные положения не ограничивают круг органов и должностных лиц, чьи действия могут быть обжалованы региональными уполномоченными. Таким образом, открываются новые возможности для построения взаимодействия уполномоченных с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти. Однако соответствующие законодательные положения не вполне четко регулируют эти вопросы, и вероятно, потребуются либо внесение уточняющих положений в закон, либо решение пленума Верховного суда.

В рамках  программы конференции российские уполномоченные по правам человека и сотрудники обеспечения их деятельности провели встречу с судейским сообществом Новгородской области в Новгородском областном суде.

После конференции под председательством Э.А.  Памфиловой и А.В. Шишлова состоялось расширенное заседание Координационного совета уполномоченных по правам человека в Северо-Западном федеральном округе, посвященное проблемам законодательного и организационного обеспечения деятельности институтов государственной правозащиты.