Порядок обращения
Версия для печати

В каких случаях следует обращаться к Уполномоченному?

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Поэтому, обращаться к Уполномоченному стоит лишь тогда, когда исчерпаны все иные правовые возможности, т.е. когда обращения в органы государственной власти, которые по закону должны были решить Ваш вопрос, не принесли положительных результатов. В этом случае Вы имеете право обратиться к Уполномоченному с жалобой на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Вологодской области, органов государственной власти или иных государственных органов области (кроме Законодательного Собрания области), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории области, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а Уполномоченный обязан предпринять все предусмотренные законодательством действия в защиту Ваших прав.

Если жалоба в адрес Уполномоченного будет носить первичный характер, будьте готовы к тому, что она может быть не принята к рассмотрению или передана в органы государственной власти или органы местного самоуправления, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Исключением из общего правила является обязательность рассмотрения Уполномоченным первичных обращений от лиц, содержащихся в местах принудительного содержания (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, исправительные колонии, специальные учреждения временного содержания иностранных граждан, психоневрологические  интернаты и т.п.). Люди, которые там находятся, как правило, не могут защитить свои права самостоятельно.

Обращаясь к Уполномоченному необходимо также знать, что он не вправе:

— давать указания должностным лицам органов власти;

— вмешиваться в деятельность суда, прокуратуры, органов следствия и дознания;

—  требовать отмены или изменения судебных решений.

Лица, имеющие право обращения к Уполномоченному

К Уполномоченному вправе обратиться с жалобами на нарушение своих прав граждане Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

Форма и содержание жалобы

Жалоба должна быть подана Уполномоченному в письменной форме или в форме электронного документа заявителем, чьи права нарушены, либо его представителем, полномочия которого подтверждены в установленном порядке. Допускаются коллективные жалобы с указанием конкретного лица для направления ответа.

Жалоба должна содержать:

—  фамилию, имя, отчество (при наличии);

— почтовый и (или) электронный адрес заявителя;

— изложение существа решений, действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы.

К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке (копии официальных ответов органов власти и местного самоуправления, администраций мест принудительного содержания граждан на Ваши обращения, копии судебных решений).

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Действия, которые Уполномоченный вправе предпринять при получении жалобы:

— принять жалобу к рассмотрению;

— отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в течение 15 дней со дня регистрации жалобы уведомляет заявителя.

Действия, которые Уполномоченный предпринимает при принятии жалобы к рассмотрению

Уполномоченный информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы, муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.

В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, Уполномоченный вправе:

— самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;

—  посещать государственные органы, муниципальные органы, организации;

— беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;

— запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;

— обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;

— привлекать экспертов.

Информация о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченным направляется заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.

При рассмотрении  иных обращений Уполномоченным применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Защита персональных данных

Информация заявителю Уполномоченным предоставляется в соответствие с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Образец письменного обращения к Уполномоченному