«Новости»
Версия для печати

Рекомендации межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы исполнения наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы»

Рекомендации межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы исполнения наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы» (Вологда, 22–23 июня 2016 г.)

Участники конференции, обсудив теоретические и прикладные проблемы исполнения наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы, отмечают, что их решение должно опираться на богатый отечественный и зарубежный опыт работы с лицами, преступившими закон. Цель современной уголовно-исполнительной политики состоит в изменении концепции пенитенциарного учреждения, его преобразовании в эффективную реабилитационную систему.
Важной социальной задачей на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы является изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью в пенитенциарный период и при подготовке ее к жизни в обществе на основе формирования особой социально-педагогической среды, способствующей социальной реабилитации осужденных женщин, обеспечения международных стандартов пенитенциарной деятельности, внедрения инновационных форм и методов работы с осужденными, развития сотрудничества с общественными объединениями и религиозными организациями.
Проведенный в ходе работы конференции анализ теоретико-методологических, правовых, организационных и правоприменительных аспектов исполнения наказания и ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы, позволил выработать рекомендации в адрес: Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, ФСИН России, МВД России, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, региональных уполномоченных по правам человека, общественных объединений и образовательных организаций высшего профессионального образования ФСИН России.
В области совершенствования правовых и организационных основ исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин:
1. Представляется целесообразным расширить практику применения поощрительных мер воздействия на осужденных женщин, связанных с предоставлением выходов, выездов и проживания за пределами исправительной колонии.
2. Расширить сеть домов ребенка при исправительных колониях для женщин с центрами (отделениями) совместного содержания матери и ребенка.
3. Рассмотреть возможность раздельного содержание осужденных мужского и женского полов в колониях-поселениях в целях обеспечения их безопасности.
4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по созданию в каждом субъекте Российской Федерации исправительных колоний для осужденных женщин.
5. Разработать Концепцию воспитательной работы с осужденными женщинами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, учитывающую дифференциацию исполнения наказания по времени ее пребывания, по условиям отбывания наказания, ее специфические проблемы и возможные пути решений.
6. Изучить возможность создания на базе исправительных учреждений для женщин реабилитационных отделений (центров) с применением индивидуальных воспитательных программ.
В области совершенствования воспитательной, социальной
и психологической работы с осужденными женщинами:
7. При проведении воспитательной, социальной и психологической работы уделять внимание углубленной диагностике личности осужденных женщин. На основе результатов исследования разрабатывать и проводить индивидуальные программы, направленные на развитие ценностно-смысловой сферы личности и формирование умений (навыков) эмоциональной регуляции и конструктивной коммуникации.
8. Предусмотреть проведение занятий по обучению осужденных женщин адаптивным формам поведения, опирающимся на позитивные установки по отношению к окружающим, обеспечивающим эффективность процесса ресоциализации.
9. В пенитенциарных учреждениях необходимо проектирование и формирование особой социально-педагогической среды, целенаправленно поддерживающей позитивную направленность саморазвития субъектов педагогического процесса (сотрудников и осужденных), за счет привлечения к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества, участвующих в качестве партнеров по взаимодействию. Внедрение средового подхода потребует создания и развития в исправительных учреждениях соответствующей социальной инфраструктуры, создающей условия для реализации программ ресоциализации (исправительных программ) осужденных, их подготовки к предстоящему освобождению. Основу деятельности персонала пенитенциарного учреждения должно составлять профессиональное взаимодействие, базирующееся на единых педагогических принципах работы с осужденными.
10. Развивать пути взаимодействия с лечебно-профилактическими и медицинскими организациями с целью профилактики и лечения социально значимых заболеваний, в том числе за счет волонтерской работы и привлечения грантов. С целью сохранения здоровья освобождаемых из исправительных учреждений женщин, страдающих социально значимыми заболеваниями, обеспечить социальный контроль за прохождением ими лечения. Определить механизм и субъекта этого контроля.
11. В условиях преобладания психодиагностических мероприятий в психологическом сопровождении осужденных женщин и дефиците возможностей осуществления психокоррекционной и консультативной работы следует осуществлять поиск и разработку новых методов практической работы, позволяющих одновременно реализовывать задачи психодиагностического и психокоррекционного направления в психологическом сопровождении осужденных женщин. Актуальным видится дальнейшее развитие психотерапевтического (клинического) направления деятельности пенитенциарного психолога.
12. В целях обеспечения непрерывности и системности профессиональной подготовки сотрудников исправительных учреждений необходимо проводить межрегиональные межведомственные семинары на базе территориальных органов ФСИН России, ориентированные на обсуждение оригинального опыта ресоциализации осужденных женщин, сформировавшегося в регионах, или методических разработок, рекомендованных к внедрению.
13. Рассмотреть возможность привлечения в психологическое сопровождение ресоциализации осужденных женщин методов психодиагностики и психотерапии, обеспечивающих формирование традиционной позиции женщины в области семейных отношений с целью поддержания и развития социально полезных связей.
14. Основным принципом организации профессионального обучения и трудовой адаптации осужденных женщин должно стать обучение навыкам, востребованным в реальных рыночных условиях, с учетом перспективы работы на современном оборудовании с применением современных технологий.
15. Принимая во внимание наличие малоэффективных и трудно реализуемых в условиях отдельных учреждений, с точки зрения практических работников, программ сопровождения осужденных, целесообразна дальнейшая разработка средств ресоциализации осужденных женщин при участии лиц, непосредственно выполняющих профессиональные задачи по психологической, воспитательной и социальной работе с осужденными женщинами.
В области совершенствования ресоциализации женщин, освободившихся из мест лишения свободы:
16. Целесообразно разработать комплекс нормативных документов, регламентирующих механизм и направления взаимодействия правоохранительных органов с учреждениями систем социальной защиты населения, здравоохранения, образования, занятости с целью ресоциализации, трудового и бытового устройства женщин, отбывших наказание. Необходимо принятие федерального и региональных законов «Об основах социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание» и разработка подзаконных нормативных правовых актов, определяющих механизм его реализации.
Создать в структуре государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых располагается большое количество исправительных учреждений, подразделений, в функции которых входило бы взаимодействие с уголовно-исполнительной системой по вопросам социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание.
В целях развития системы постпенитенциарной профилактики необходимо организовать эффективный социальный контроль за поведением лиц, отбывших уголовное наказание, и их социальной адаптацией. Необходимо создание сети учреждений, ориентированных на постпенитенциарное сопровождение освобожденных из исправительных учреждений осужденных женщин и женщин, освобождающихся с малолетними детьми (реабилитационные центры, профилактории, центры ресоциализации, дома ночного пребывания и др.), специализирующихся на оказании особого комплекса социальных услуг, путем реализации соответствующей государственной программы.
17. В целях повышения эффективности работы по ресоциализации женщин, освободившихся из мест лишения свободы, целесообразно организовать и провести совместно с представителями муниципальных образований, руководителями предприятий, учреждений и организаций, частными предпринимателями, представителями центров занятости мероприятия по вопросам взаимодействия при обеспечении данной категории граждан постоянным местом работы, жильем. Продумать меры стимулирования работодателей, предоставивших рабочие места освобожденным из исправительных учреждений женщинам.
18. При отсутствии жилья у лица, освобождающегося из мест лишения свободы, необходимо временно предоставлять ему место проживания (общежитие, койко-место) до решения вопроса о выделении либо приобретении постоянной жилой площади.
19. Оказывать максимальное содействие женщинам, освобожденным из мест лишения свободы и вставшим на путь исправления, в восстановлении родительских прав, если ранее они были их лишены.
20. Разработать проект модельной программы («дорожной карты») социального сопровождения женщин, освободившихся из мест лишения свободы, с учетом требований федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Особое внимание следует уделить вопросам обеспечения социального сопровождения осужденных женщин, постоянно проживавших до осуждения на территории одного субъекта РФ, а отбывающих наказание на территории другого субъекта РФ.