«Новости»
Версия для печати

«Осторожно: мошенники! Как уберечь пожилых людей от обмана»

В соответствии со статьей 159 УК РФ мошенничество — это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Это широко распространенное уголовное преступление, когда жертва отдает преступнику имущество или деньги добровольно, не подозревая ни о чем. Конечно же, стать жертвой мошенников может любой человек, но более уязвимые в этом деле именно пенсионеры. Ежегодно жертвой злоумышленников становятся десятки тысяч пожилых людей. Поэтому очень важно обезопасить их от этого.

В интернете существует большое количество статей на эту тему, со многими пенсионерами в самых разных уголках нашей страны проводятся разъяснительные беседы о видах мошенничества и способах его предотвращения, а также создается большое количество тематических листовок и буклетов. Несмотря на это жертв мошенничества среди пожилого населения меньше не становится. Поэтому ещё раз напомним пенсионерам об основных способах защиты от мошенников, которые, к сожалению, встречаются на каждом углу.

Для начала посмотрим, каким же образом мошенники чаще всего обманывают людей преклонного возраста.

Существует огромное количество схем, которые помогают обманывать пожилых людей (некоторые даже рассчитаны именно на них), поэтому всегда нужно быть бдительным. Мошенники могут действовать как при личном контакте, так и дистанционным способом (телефон, интернет и т.д.).

Так, преступники под предлогом продажи (покупки) различных товаров, вещей и продуктов питания, представляясь работниками службы социальной защиты населения, медицинскими работниками и другими лицами, проникают в жилища одиноких пенсионеров, которые сами их пускают, поскольку верят им, где, воспользовавшись их доверчивостью, совершают хищения денег, золотых изделий и иных мелкогабаритных ценных вещей.

Также они могут ходить по квартирам и предлагать отрегулировать окна, вывести тараканов, купить фильтры для очистки воды, какой-нибудь «очень хороший» аппарат для снижения давления, другие медицинские приборы, лекарства по цене, которая в 5 раз превышает среднюю цену за аналогичные услуги и товары. При этом деньги пенсионер отдает наличными (что важно с точки зрения поиска этих мошенников в последующем, ведь так это будет сделать куда сложнее, а может быть даже и невозможно). Это так называемое «классическое мошенничество».

Что касается дистанционных мошенников, то они используют для махинаций телефон, интернет, страницы в социальных сетях и недобросовестную рекламу. А деньги получают на электронные кошельки и банковские карты, оформленные на подставных лиц. Так, под видом социальных работников они звонят пенсионерам и говорят, что им положена ежегодная выплата, компенсация за покупки или денежный подарок, например, ко Дню Победы. Получить субсидию можно, только вложив определенную сумму, с которой они, соответственно, и скрывались. Таким же образом мошенники звонят и говорят, что пенсионер выиграл в лотерею и все, что теперь нужно сделать, чтобы получить выигрыш,- дать данные его банковской карты. После этого с карты снимают все деньги. Или заплатить налог. Пенсионер переводит сумму на определенный счет — и мошенники перестают выходить на связь.

Также наиболее распространенная схема мошенничества по телефону – это когда мошенник звонит пенсионеру и говорит, что с его близким случилось несчастье: например, он попал аварию, сбил человека или был пойман с партией наркотиков, и поэтому нужна крупная сумма денег, чтобы вылечить его или помочь избежать наказания. Или этот мошенник сам представляется его близким и говорит, что ему нужна помощь, что необходимо отдать курьеру определенную сумму денег и как можно скорее.

Ну, и конечно наиболее частный способ обмана не только пожилых людей, но их в том числе, учитывая, что они не так хорошо разбираются в современных технологиях, — это банковские аферы. Аферист звонит по телефону и представляется сотрудником безопасности банка. Сообщает, что с карты клиента был совершён платёж, который вызвал подозрения. Уточняет, делал ли человек такую операцию (естественно, нет). Предлагает вернуть деньги, для чего просит сообщить номер карты, срок действия и CVV-код — то есть то, что сообщать нельзя. Нередко мошенники отправляют SMS c текстом: «Ваша карта заблокирована, отправьте код для разблокировки», «Вам положена компенсация, для получения пришлите код». Конечно же, после этого с карты снимают все деньги, делать что-либо уже слишком поздно.

Классические мошенники очень убедительны: носят поддельные бумаги с гербовыми печатями, документы и удостоверения. А иногда и договоры на оказание услуг с несуществующими организациями. Они никогда не повышают голос, относятся с уважением, готовы к долгой и обстоятельной беседе. Таким сложно не поверить. А призвать мошенников к ответственности сложно — они выбирают такие разнообразные и хитрые схемы, что их практически невозможно выследить.

Что же делать, чтобы обезопасить себя, своих близких и не оказаться жертвой мошенников?

Прежде всего, важно соблюдать необходимые меры безопасности:

1. Укрепить дверь квартиры, оборудовать ее глазком, цепочкой, задвижкой. Желательно, чтобы дверь открывалась наружу;

2. Оборудовать квартиру охранной сигнализацией, в том числе кнопочной;

3. Иметь под рукой все телефоны социальных служб и иных государственных учреждений;

4. Если вы живете один, то не следует распространяться об этом в кругу малознакомых людей, договариваться о встрече с неизвестными лицами у себя дома; не оставлять ключи в легко доступных местах;

5. Закрывать квартиру, даже в случае ее оставления на несколько минут;

6. Не оставлять незнакомых лиц и случайных посетителей одних в квартире;

7. Не хранить денежные средства в шкафах с бельем, исключить возможность обнаружения денег посторонними лицами при беглом осмотре квартиры; хранить крупные суммы денег в банках;

8. В дни получения пенсии посещать почтовые отделения, отделения банков и банкоматы с родственниками или людьми, которым доверяете;

9. Получив пенсию пересчитывать деньги незаметно для окружающих;

10. Выходя, обращать внимание на окружающих, которые идут следом.

Не вступать в беседу с ними; не поддаваться на их предложения; не вступать ни в какие сделки с незнакомыми людьми;

11. Не теряться, если найден чей-то кошелек. Обратить на него внимание окружающих, а самому, не поднимая, пойти мимо.

12. Возвращайтесь домой через людные и хорошо освещенные места, дорогие украшения лучше снимите или спрячьте под одежду, избегайте передвижения через густо засаженные скверы, заброшенные помещения и другие места, где возможно внезапное нападение;

13. Сумочку при ходьбе держите в руках, прижимая к телу, а ключи от квартиры храните в отдельном кармане;

14. В общественном транспорте поздним вечером всегда садитесь ближе к водительской кабине. В поезде не оставайтесь в пустом вагоне, перейдите в тот, где есть люди, избегайте безлюдных автобусных остановок;

15. Если вы регулярно возвращаетесь поздно домой, приобретите какой-нибудь источник громкого сигнала (в крайнем случае — обычный свисток).

Что же касается самих схем мошенничества, то здесь нужно помнить о следующем.

1. Не открывайте дверь незнакомым людям, даже если они в форменной одежде, белых халатах, масках и представляются сотрудниками какого-либо органа. Если не можете рассмотреть лицо или документы посетителя в глазок, накиньте цепочку.

2. Если в глазок ничего не видно, возможно, его закрыли или заклеили. Не открывайте дверь и позвоните в полицию.

3. Если решили впустить постороннего человека, сразу заприте за ним дверь, чтобы никто не смог зайти следом. Пока человек в квартире, не упускайте его из виду. Попробуйте максимально выяснить информацию о человеке, как минимум, потребуйте от пришедших предоставить подтверждающие документы. Не лишним будет позвать соседей, позвонить в соответствующие учреждения и поинтересоваться, направляли ли они своего сотрудника и как его фамилия. То же самое касается и телефонных звонков от якобы «официальных лиц» — необходимо сразу же проверять информацию. Спросите у звонившего его имя, должность и место работы, после чего перезвоните в организацию и наведите справки об этом человеке. Вполне может оказаться, что такого работника в том или ином ведомстве не окажется. Если предложение соцработника или врача кажется подозрительным, попросите время его обдумать и позвоните в организацию, где он работает.

4. Если Вы видите в письменных документах противоречия с теми разъяснениями, которые дает сотрудник компании, от заключения сделки лучше отказаться. В целом  не подписывайте документы, не поняв предварительно их содержание.

5. Не стоит доверять лицу, которое знает Ваше имя, отчество и фамилию, адрес или другую информацию, в том числе о семейном положении или состоянии здоровья. Это не значит, что он является официальным лицом, ведь такую информацию получить в наше время не так сложно, особенно незаконным путем.

6. С осторожностью приобретайте у людей, занимающихся квартирным сетевым маркетингом, продукты, мелкую бытовую технику – товары могут не соответствовать обязательным требованиям, а их цена, как правило, завышается в десятки раз. Продавцы таких товаров и услуг, услышав о недостатке денежных средств, убеждают граждан заключать кредитные договоры на крупные суммы. Документация по таким сделкам часто сложная и запутанная, напечатанная мелким шрифтом. Продавцы настойчивы и торопят с подписанием договора.

То же касается и покупки лекарств и медицинских препаратов с рук, даже если вам предоставляют сертификаты — их легко подделать. Если якобы врачи предлагают вам купить у них медикаменты со скидкой, не верьте, скорее всего, в аптеке эти лекарства стоят гораздо дешевле. И именно в аптеке вам могут предоставить скидку как пенсионеру.

7. Государственные представители не станут звонить по телефону, если, конечно, Вы сами не оставили запрос. Постарайтесь не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Не переходите по ссылкам, которые присылают с неизвестных номеров, и не перезванивайте незнакомцам.

8. Если помощь требуется Вашему родственнику, которые вдруг звонит вам по телефону, не спешите отдавать деньги курьеру. Если связь прерывается, пробуйте перезванивать, или свяжитесь с другими родственниками. Наверняка они владеют информацией.

9. Для получения социальной выплаты никогда не требуется никаких вложений от пенсионеров. Не переводите деньги на чей-либо счет под этим предлогом.

10. Бережно относитесь к своим персональным данным и документам. Не следует отдавать в руки чужим людям паспорт (сообщать персональные данные по телефону), никогда никому не называть данные банковской карты: пин-код и СVV (трехзначный код на обратной стороне карты).

11. Если Вы получили СМС-сообщение о блокировке карты или списании денежных средств, не перезванивайте по указанному в СМС номеру! Надо взять свою банковскую карту, позвонить по номеру, указанному на ее обороте, и уточнить у специалиста банка, на самом ли деле возникли проблемы, заблокирована карта или нет. А лучше всего подойти в ближайшее отделение банка, который обслуживает карту, и переговорить со специалистом лично. Помните о том, что банки никогда не рассылают подобных сообщений, не просят клиентов сообщать своим сотрудникам по телефону конфиденциальную информацию о счете, паспортных данных, кодах доступа и так далее. Для производства всех необходимых операций банки приглашают клиентов непосредственно в свои отделения и никогда не требуют проводить какие-либо операции клиентов в банкоматах самостоятельно, консультируя их по телефону.

12. Если с Вами связался якобы представитель медицинского учреждения и сообщил вам ужасную новость о смертельном заболевании, будьте бдительны. Не делайте поспешных выводов, посоветуйтесь и уведомите о звонке своих родственников или близких людей. Ну, и, конечно же, будьте всегда на связи – сообщайте своим знакомым, родственникам, соседям обо всем, что вызывает у вас подозрения.

О фактах мошенничества необходимо сразу сообщать в правоохранительные органы. Не поддавайтесь на провокации и постарайтесь сохранять душевное равновесие. Будьте бдительны!

аппарат уполномоченного по правам человека в Вологодской области Правительства области

волонтер Уполномоченного, студентка 3 курса Северо-Западного — института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Шарова Татьяна